Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Исследование психики ребенка - Методы изучения психики ребенка

Различные подходы к исследованию психики ребенка. Биогенетический принцип в психологии. Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам, объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых методов исследования. Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали теория Ч. Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: Холл американский психолог — считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода: Однако под влиянием работ Холла изучение детской психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого фактического материала.

Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных. Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но, несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона.

Это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.

PSYLIB® – Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ

Идея Холла — попытки показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь. Нормативный подход к исследованию детского развития. Гезелл педагог и медик разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях изменение моторной активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты.

Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста.

Гезелла были критически проанализированы Л. Теория Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Термен в году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение: Исследование шло 50 лет. Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и креативностью. Важнейшие компоненты дивергентного мышления: На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления дети с развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта.

Это сложная картина одаренного ребенка. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.

Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения возрастных изменений. Отождествление научения и развития. Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует американским представлениям о человеке: Это направление в американской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.

Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И. Павлова, его идея о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.

Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея проведения строго научного эксперимента И.

Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю в лабораторных условиях. В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: Второй главный акцент на значении подкрепления.

Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научные: Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка. Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов. Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея Павловского эксперимента — идея построения нового поведенческого эксперимента в лаборатории, на глазах экспериментатора.

Скиннер — механический подход к поведению. Это понимание смысла внутри себя. Теория трех ступеней детского развития. Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило - и онтогенезе. Бюлер австрийский психолог предложил теорию 3-х ступеней развития: Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

Бюлеру, основная движущая сила развития поведения. Бюлер отметил появление первичных форм мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Лоренс критиковал концепцию К. По его мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту.

Эльконин, развивая мысль К.

Возрастная психология. Тема 2. Приодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.

Лоренса, подчеркнул, что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: Но ребенка необходимо учить что-то делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.

1.2. Принципы и методы изучения психики ребенка и детской группы

Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды. Концепция конвергенции двух факторов детского развития. Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.

Бюлера и механизма Э. Витализм — учение о несводимости высших форм поведения к низшим. Механицизм — сведение сложного к простому. По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут известны обе его стороны.

Коффки, надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир — мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования К. Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию, по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении. Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип — принцип структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для инстинкта, дрессуры, интеллекта.

Результат спора психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития — наследственная одаренность или окружающая среда. Он считал, что психическое развитие — это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения: Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике поведения ставят одну из ключевых проблем психологии — проблему активности субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.

Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных периодов детского развития. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем имитации, подражания.

Развитие Я-концепции и воспитание Пер. Россия, , с Эльконин Д. Какой закон сформулировал Э. Геккель и почему он подвергался критике? В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка А. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного рефлекса? Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.

Вставьте пропущенные термины в следующем предложении:


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2016-2017
mailtux.hyperprofit.ru